Суббота, 23.11.2024, 02:14 | Главная | Регистрация | Вход |
Темы
Оружие
[23]
Оружие Второй Мировой
|
Техника
[6]
Военная техника времен ВОВ
|
Игра
[6]
DoDS, все об игре: карты, настройки
|
Турниры
[16]
Обзоры матчей российских команд на турнирах и чемпионатах
|
Другие
[11]
Все что не очень относится к теме DoDS, но интересно :)
|
Комментарии [28.03.2012] | [pendalf] | Материал: |*CCCP*| |
|
Список статей
Sonderkraftfahrzeug 222 - разведывательный бронеавтомобиль (Германия)
Достоверно известно, что легендарный герой Вермахта, командир экипажа "Тигра" Михаэль Виттман начинал свою успешную карьеру гауптштандартенфюрера СС водителем бронеавтомобиля
Sd. Kfz. 222. На нем он учился вождению, а затем и командованию
экипажем и благодаря своим успехам быстро пересел на технику намного более тяжелую чем колесный бронеавтомобиль. Sd. Kfz. 222 не выделялись в ряду бронетехники третьего
рейха ни сколько-нибудь особенными техническими характеристиками, ни
боевыми качествами, ни даже размахом производства. Нельзя также
утверждать, что они были легендарны или очень уж любимы в войсках -
нет, обычные армейские "рабочие лошадки", не сохранилось даже ни одной
цветной фографии с этим автомобилем, но... Они родились вместе с
Вермахтом, развивались вместе с ним, побывали на всех фронтах от
Северной Африки до Кавказа (некоторые занесло аж в Китай) и завершили
свою службу только вместе с гибелью своего родителя. Может быть поэтому
они до сих пор привлекают внимание коллекционеров и будоражат умы
реставраторов техники.
Колесные бронеавтомобили Sd. Kfz. 222 зачастую
играют ключевую роль на картах DoDS. Интересно, что типичная
песочная окраска на самом деле гораздо более характерна для
машин, использованных в Северной
Африке. Колесные бронеавтомобили
исторически получили развитие и применение в
вооруженных силах Германии намного раньше чем в других странах
поскольку после Первой Мировой они не подпадали под запрет на тяжелое
вооружение по условиям Версальского договора. Первый бронеавтомобиль
Kfz. 13 поступил на вооружение уже в 1932 году. Тем самым было положено
начало новому классу боевых машин "Panzerspähwagen" - "бронированная
разведмашина". Основными требованиями к машинам такого класса являются
высокая скорость перемещения, низкая шумность (поэтому они как правило
колесные), способность к маскировке и передаче информации на дальние
расстояния.
Kfz. 13 на марше Базой для Kfz. 13 послужил вполне гражданский серийный
автомобиль
"Адлер стандарт 6". Нужно заметить, что Kfz - это сокращение от
немецкого Kraftfahrzeug ("моторизованное транспортное средство").
Понятие возникло во времена борьбы за чистоту языка, чтобы не
использовать "иностранного" слова "auto", и по сути оно является
общеупотребительным синонимoм слова "автомобиль". Поэтому позднее для
военной техники стали использовать приставку "sonder-" ("специальный"):
Sonderkraftfahrzeug, сокращенно
Sd.Kfz.
Базовое авто фирмы
"Adlerwerke" Разработка Sd.Kfz. 221
относится к периоду становления Вермахта. На маневрах во время
секретных учений на территории Советского Союза командованию стало
ясно, что армии не хватает подходящего автомобиля рекогносцировки для
танковых подразделений, могущего заменить устаревший Kfz.
13.
Таким образом в 1934 году в Германии начались работы над разработкой нового
бронеавтомобиля этого класса.
Министерство вооружений выдало техническое задание: четырехколесный
полноприводной бронеавтомобиль с управлением на все четыре колеса (для
обеспечения хорошей проходимости и маневренности), небольшой вес,
минимальное удельное давление на грунт, простая конструкция, легкий
доступ к основным узлам.
Все компании, являющиеся основными подрядчиками
Министерства вооружений, получили заказ на разработку прототипа. Лучшие
образцы были продемонстрированы в 1935 году в Берлине на выставке
средств моторизации. Военные остановили свой выбор на прототипе,
созданном фирмой Eisenwerk Weserhütte AG. Основой послужила удачная
модель шасси "Horch 801/EG I" с двигателем "Horch/Auto-Union V8-108".
Мощный V-образный двигатель был расположен сзади, а рулевое колесо
установлено с обратным уклоном - будто специально для того, чтобы не
задевать наклонный лист лобовой брони.
Органы управления на шасси "Horch 801/EG I"
Серийный бронеавтомобиль получил обозначение
Sd.Kfz. 221. Кузов был сварен из бронеплит, расположенных под углом,
что повыщало эффективность защиты. Экипаж из двух человек
(механик-водитель и командир, одновременно выполнявший функции стрелка)
был надежно защищен от осколков и винтовочных пуль со стальным
сердечником. Водитель занимал место в передней части корпуса. Обзор ему обеспечивало
одно прямоугольное окно в лобовом листе надстройки корпуса. Такие же
окна меньшего размера располагались на бортах бронеавтомобиля. В боевых
условиях они закрывались бронещитками со смотровыми щелями с
бронестеклом. На приборной доске размещались следующие приборы: спидометр,
часы, датчики давления масла, температуры охлаждающей жидкости,
амперметр, указатель топлива и тахометр. Вооружение составлял один пулемет MG-34, установленный во
вращающейся башне без крыши, имевшей форму усеченной семигранной
пирамиды. Вместо крыши были два экрана из проволочной сетки, которые
должны была защитить экипаж от ручных гранат. В бортах
башни также наличествовали закрывающиеся смотровые
щели.
Первый серийный броневик Вермахта Sd. Kfz
221. Пулемет снят, хорошо видны откидные защитные
сетки. Но с началом войны стало ясно что
бронеавтомобиль, построенный по последнему слову техники уже устарел.
Легкое бронирование, слабые вооружение и проходимость не позволяли
активное использование бронеавтомобиля на поле боя, поэтому машина
использовалась в основном только для связи между подразделениями. В
1940 году производство было полностью прекращено. Чтобы продлить боевую
активность машин этой модели, их оснащали противотанковыми ружьями.
Например 7,92-мм противотанковое ружье PzB-39 (Panzerbüchse),
размещавшееся в башне рядом со штатным пулеметом, или тяжелое
противотанковое ружье 2,8-cm sPzB-41 (schwere Panzerbüchse),
устанавливающееся на месте пулемета.
Слева - Sd.Kfz. 221 с противотанковым ружьем
PzB-39. Справа - переоборудованный под
sPzB-41. Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 222 стал
результатом проведения модернизации (он оказался и наиболее удачной и
соответсвенно самой массовой модификацией). Были учтены выявленные при
эксплуатации Sd.Kfz. 221 недоработки и недостатки. Кузов при модернизации машины практически не изменился,
разве что немного изменилась конфигурация кормовой брони, а одно
большое окно перед местом механика-водителя разделили на две части.
Изменилась башня - ее увеличили в размерах (аналогичная по форме, она стала десятигранной) и разместили в ней
автоматическую пушку KwK-30 калибром 20 мм и пулемёт MG-34. В связи с
этим, экипаж вырос до трех человек.
Бронеавтомобиль SdKfz.
222 Пушка и пулемёт были спарены и могли
вести огонь как по наземным так и по воздушным целям (угол возвышения
до 80 градусов). Наведение пушки на цель осуществлялось вручную. Спуск
пушки и пулемёта был синхронизирован, впрочем, имелась возможность
вести огонь только из одного ствола. Боекомплект составлял 180
выстрелов к пушке и 1050 патронов к пулемету. Поскольку внутри Sd.Kfz.
222 был достаточно просторен, то боекомплект мог легко быть увеличен. В
1941 году лобовую броню увеличили до 30 мм (так называемое "исполнение
Б" - Ausführung B, включавшее также усиленный
двигатель).
Высокий угол возвышения позволял экипажу
Sd.Kfz. 222 успешно бороться с воздушными
целями
Тактико-технические
характеристики:
Вес | 4,8
т | Экипаж | 3 чел | Длина | 4800 мм | Ширина | 1950
мм | Вооружение | 20 мм пушка
KwK-30 (позже KwK-38), 7,92 мм пулемет
MG-34 | Боекомплект | 180 выстрелов и 1050
патронов | Бронирование | лоб и башня - 14,5мм (позже 30 мм), борт и
корма - 8 мм | Двигатель | Horch V-8-108 8-цилиндровый, карбюраторный, 75
л.с. (позже 90 л.с.)
| Скорость
максимальная | 80 км/ч по дороге, 38 км/ч по пересеченной
местности
| Запас хода по
шоссе | 350
км |
Первоначально Sd.Kfz. 222 не оборудовались радисвязью, в качестве средств связи они укомплектовывались 27-мм ракетницами LP
или "Вальтер" с запасом ракет и комплектом сигнальных флажков,
но позднее на
них стали устанавливать радиостанцию небольшого радиуса действия.
Штырьевая антенна закреплялась на задней части
башни. Дополнительное оборудование состояло из шанцевого инструмента,
закрепленного на бортах корпуса и стандартного комплекта запасных
частей, хранившихся в инструментальных ящиках на бортах машины. Внутри
боевого отделения находился огнетушитель и аптечка первой помощи. Машины укомплектовывались маскировочным брезентом, который
можно было растянуть над боевым отделением для защиты от непогоды. Штатное
вооружение экипажа дополнял один пистолет-пулемёт MP-38/40 и шесть
гранат М-24.
Sd.Kfz. 222
изнутри. Все колеса имели независимую подвеску и были управляемыми. Колеса считались "пулеустойчивыми" - они "обувались" шинами низкого давления, ступицы колес штамповались из стальных листов и закрывались
дополнительными бронещитками толщиной 4 мм. Бронеавтомобиль имел привод на все четыре колеса и оснащался двумя
дифференциалами, при езде по шоссе привод на
задние колеса можно было отключить. Среди запасных частей было устройство для горячей вулканизации камер. Часто машины оснащались
дымовыми шашками, которые устанавливали на лобовой броне. Поставив
дымовую завесу, бронеавтомобиль имел больше шансов выйти из боевого
соприкосновения с противником.
Одна из наиболее известных фотографий Sd.Kfz.
222 - северная Африка, установка пушки после
чистки. Хорошо видны дымовые шашки на лобовой
броне. В 1938 году на вооружение
вермахта приняли третью модификацию этого лёгкого бронеавтомобиля
Sd.Kfz. 223. По сути это был тот же Sd.Kfz. 222 с семигранной башеней и вооружением от Sd.Kfz. 221, но оборудованный для
дальней связи разведывательных подразделений. Он оснащался
приемо-передающим комплектом "FuG 10 SE 30" или "FuG 19 SE 15", позже
"FuG 12 SE 80". Складывающаяся рамочная антенна на машинах поздних
выпусков была заменена на штыревую.
Sd.Kfz. 223 с рамочной антенной в одном из
подразделений люфтваффе (машины использовались для наводки
самолетов на цель) Для различия Sd.Kfz.
221, 222 и 223 в скобках после названия типа "leichter Panzerspähwagen"
(легкая разведывательная бронемашина") стали писать соотсветсвенно "MG"
(с MG-34), "2 cm" (с двухсантиметровой пушкой KwK-30) и "Fu" (Funkgerät
- с радиостанцией).
Кроме того, сняв в 1940 году
вооружение и башню с Sd.Kfz. 221 и добавив радиостанцию получили новый
тип Sd.Kfz. 260/261 - kleiner Panzerfunkwagen (малая радиобронемашина)
- машины связи для танковых и моторизованных частей. Они отличались
между собой только типом радиостанций. Экипаж состоял уже из 4х
человек, личное оружие экипажа составляло все вооружение
бронеавтомобиля.
Sd.Kfz. 260/261 отличались отсутствием башни и
стационарного вооружения. Хорошо видно рамочную антенну,
сложенную по-походному. Еще одну особую
разновидность представляет собой Sd.Kfz. 247. Этот бронеавтомобиль
изначально позиционировался как армейский транспортер на 6 человек, но
в действительности использовался для связи штабных подразделений и
транспортировки высших офицеров в прифронтовых условиях. Он можно
сказать является "двоюродным" братом Sd.Kfz. 222 - основой для него
послужило то же шасси и тот же двигатель от "Хорьха", но с другой
компоновкой (мотор располагался впереди и соответсвенно элементы
управления были больше близки обычной легковушке тех лет). Не слишком
хорошо приспособленная к ведению активных боевых действий машина (нет
стационарного вооружения, слабая броня), она очень внушительно
смотрелась в невоенное время на всяческих парадах, почему и стала
"офицеской" и даже получила название "штандартенваген"
("машина-знаменосец"). В годы войны бронеавтомобили не получил спроса в
войсках, поэтому их вскоре сняли с призводства. Всего с июня 1941 до
января 1942 "Daimler-Benz" произвел 58
машин.
Sd.Kfz. 247 - единственный легкий
бронеавтомобиль, запечатленный на цветной пленке, во многом благодаря
своей "штабной" работе. Производство
лёгких бронеавтомобилей наладили сразу на нескольких предприятиях, в
том числе на Einsenwerke Weserhütte, Maschinenfabrik
Niedersachsen-Hanover, F. Schichau GmbH и Büssing-NAG. С 1935 года по
май 1940 года было выпущено 339 машин Sd.Kfz. 221. С 1936 по июнь 1943
года было выпущено 989 Sd.Kfz. 222. Выпуск Sd.Kfz. 223 начался в 1935
году и продолжался до конца 1943 года. Построено 550 бронеавтомобилей
этого типа. Sd.Kfz. 260/261 за все время было собрано около 400. Всего
на шасси "Horch" было собрано почти 2000
машин.
Все три
основные модификации, слева направо: Sd.Kfz. 222, 223 и
221
Начиная с 1936 года лёгкие
бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 участвовали в захвате Судетской
области в 1938 году, а также в последовавшей затем оккупации всей
Чехословакии в 1939 году. Они активно использовались частями нацистской
Германии в Польше и во Франции, известно что Sd.Kfz. 222 не приходилось
избегать встреч с польскими бронемашинами, значительно уступавшим им в
огневой мощи и бронепробиваемости. Эффективным оказалось так же их
применение и в Северной Африке.
Благодаря своей скорости,
маневренности и малошумности (обеспеченных небольшим весом и колесным шасси) а так же меньшим размерам чем у остальных бронированных
машин (а стало быть скрытности перемещения), легкие бронеавтомобили в первые годы 2-й мировой войны
действовали очень успешно. Даже в трудных условиях ливийской
пустыни эти машины достойно показали себя, развивая по пересеченной
местности приличные 38 км/час.
Однако восточный фронт выявил
недостатки машины. Сравнительно большое удельное
давление на грунт позволяло машине уверено двигаться лишь по твёрдым
грунтам, несмотря на наличие двух ведущих мостов. В результате бронеавтомобили вязли в грязи и глубоком снегу и
становились легкой мишенью, а разведывательные подразделения теряли
главное свое преимущество -
мобильность.
Sd.Kfz. 221 на дорогах Украины. Сзади видны заготовленные фашины для езды по ним в ненастную погоду. К началу операции
"Барбаросса" в немецких войсках насчитывалась более 900 бронемашин этого типа. К концу 1941 года на Восточном
фронте была потеряна треть из них. В последующие годы войны поставки легких бронеавтомобилей на Восточный фронт значительно сократились, ограничиваясь в основном Европой. На замену им пришли тяжелые полугусеничные либо трех-четырехосные собратья.
|
Категория: Техника | Добавил: Joker (31.03.2008)
| Автор: Joker, Sok
|
Просмотров: 12602
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
| |