Четверг, 28.03.2024, 14:02Главная | Регистрация | Вход

Навигатор

Темы

Оружие [23]
Оружие Второй Мировой
Техника [6]
Военная техника времен ВОВ
Игра [6]
DoDS, все об игре: карты, настройки
Турниры [16]
Обзоры матчей российских команд на турнирах и чемпионатах
Другие [11]
Все что не очень относится к теме DoDS, но интересно :)

Поиск

Секретка

Приветствую Вас Гость!

Комментарии

[18.05.2012] [Пацан Здравый]
Материал: О конфигах и скриптах. Часть 1: азы
(есть ответ)
[28.03.2012] [pendalf]
Материал: |*CCCP*|
[15.12.2011] [Артём]
Материал: X-ray Anti-Cheat

Реклама

Список статей
Главная » Статьи » Техника

M4 "General Sherman" - средний танк (США)
Названный по имени героя гражданской войны в США Уильяма Тикамси Шермана, танк производился сразу несколькими заводами Северной Америки и поставлялся во многие страны - союзницы (большей частью в Великобританию и Советский Союз). Общее число произведенных машин оценивается по разным данным в 40-55 тысяч.


Танки Шерман также многочисленны и на картах DoDS

В США в 30-е годы, несмотря на наличие работ в области опытного танкостроения, значение танковых войск явно недооценивалось (чему надо сказать весьма способствовал общий экономический спад в стране, известный как "великая депрессия"). К началу второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал не более 400 танков. Имеющиеся танки были крайне разнотипны и малобоеспособны, являясь как правило просто доработками танков времен первой мировой. Средние танки были представлены только прототипами, из серийных моделей к ним приближалась довольно неудачная конструкция легкого танка под названием М2. Этот танк был вооружен 37-мм пушкой, установленной в миниатюрной башенке, и восемью пулеметами, четыре из которых размещались в казематах по углам огромной рубки боевого отделения. Общая характеристика - созданный в лучших английских традициях пережиток Первой Мировой.
Результаты гражданской войны в Испании и германского "блицкрига" в Польше и Франции вызвали переполох в военных кругах США и способствовали резкому повороту в сторону механизации армии.


Танк M2 на испытательном полигоне в Абердине

В первую очередь требовалось естественно разработать более-менее боеспособный средний танк. Первым решением явился танк M3 (модели "Генерал Ли" и "Генерал Грант") - в корпус легкого танка M2 встроили 75-мм орудие (чтобы противостоять немецким Panzer IV с аналогичной пушкой). Такое решение было вызвано отсутствием готовой башни, способной вместить такую пушку, а необходимо было действовать быстро - союзники англичане уже начали воевать в Африке.
Вся последующая история по сути отражает американский подход к войне и производству. Достаточно сказать что в проектное задание одним из важных пунтов было положено создание танка как можно более простого в производстве и как можно более унифицированного с уже существующей номенклатурой. В итоге большая часть деталей M3 перекочевала в конструкцию M4, вместе со всеми недостатками "переходной" модели. Впрочем, ходовая часть, получившаяся почти одинаковой, являлась как раз довольно-таки удачным "приобретением".


Sherman M4 - высадка в Нормандии

Тем временем вовсю шла разработка "настоящего" среднего танка и уже в сентябре 1941 года был готов прототип T6 (буква Т в названии означает экспериментальную модель). Танк прошел испытания на абердинском полигоне без особых нареканий и уже в ноябре вышла первая опытная партия новых танков M4 с 75-мм пушкой L/40 (доставшейся в наследство от M3) и 350-сильным двигателем Continental R-975.


T6 - прототип серийного M4

В серийное производство однако был запущен сначала вариант M4A1, отличавшийся только внешне своим литым корпусом (как у прототипа T6). Дело в том, что в начале войны английское правительство обратилось к американцам с предложением разместить заказ на производство английских "Матильд" (собственных мощностей не хватало), но для США положение ресурсного придатка было конечно неприемлимо и они предложили купить свои (пока еще не существующие) танки. Сначала англичане получали M3, а затем пошли в производство "контрактные" M4A1, как бы по заказу Великобритании.


"Шерман" модификации M4A1

Впрочем, после выхода закона о ленд-лизе, англичанам поставлялась практически вся палитра моделей, а всего их было более десятка.
Причем эти танки пришлись англичанам как нельзя кстати - перелом в ходе их североафриканской кампании наступил после битвы при Эль-Аламейне, где впервые были введены в бой около 250 M4A1, что явилось полной неожиданностью для противника. Из танков с аналогичными характеристиками немцы в этом сражении могли противопоставить лишь Panzer IV, но числом в пять раз меньше.


"Шерман" в Арденнах. Рядом - подбитый Panzer IV

Производство M4A1 началось в феврале 1942-го, а уже в апреле был налажен выпуск следующей модификации Шермана - M4A2, снова со сварным корпусом и новым сдвоенным дизельным двигателем от General Motors мощностью 375 лс. Дизельные танки были неудобны для привыкших к бензину американцев, поэтому львиная доля их шла союзникам. Совесткий Союз, ставивший дизельный двигатель основным требованием получал исключительно M4A2. В июне того же года вышла очередная модификация M4A3 c компактным двигателем от "Форда". К июлю 1942-го "дозрели" наконец к серийному производству и "первенцы" M4.


Американские M4 в Африке

Следует заметить, что различные модификации не означали улучшения конструкции, производство шло параллельно и танки различных модификаций не только были примерно одинаковы по техническим характеристикам, но и внешне почти не отличались. Различная нумерация связана прежде всего с двигательными установками (простота конструкции и запас внутреннего объема позволяли установку практически любых моделей двигателей, что при массовом производстве было как нельзя кстати) и заводами-производителями. Полной унификации добиться так не удалось. Шутка ли - всего в производстве были задействованы 10 крупных машиностроительных заводов США и Канады (в большинстве своем авто- и вагоностроительных), не считая многочисленных производителей комплектующих, в том числе и двигателей. Известно например, что "Форд" со своим 8-ми цилиндровым GAA имел шансы стать единственным поставщиком бензиновых моторов для "Шерманов". Легкий и компактный, разработанный на основе лицензионного авиационного двигателя от "Rolls-Royce Merlin", мотор мощностью в 450/500 л.с. развивал скорость до 42 км/ч при запасе хода до 210 км. Двигатель был по тем временам во многом инновационным (легкие алюминиевые сплавы, V-образная компоновка, модульная конструкция), но мощности предприятия не хватило бы на удовлетворение спроса всех производителей, поэтому была введена отдельная модель M4A3.


Реклама тех лет: "Самые крепкие из когда-либо построенных Фордов!"

Позже вышли еще несколько модификаций, важнейшей из них явилась M4A4, мотором для которой являлась 30-цилиндровая силовая установка Chrysler Multibank А57, состоящая из пяти автомобильных бензиновых двигателей. Из-за ее огромных размеров пришлось уменьшить бензобаки и даже несколько удлинить корпус танка. Кроме того, башня M4A4 тоже была немного видоизменена.


M4A4 в уличных боях во Франции

Все модификации Шерманов подвергались улучшениям в ходе войны. Специально направленные в войска (в том числе и в СССР) представители заводов опрашивали экипажи на предмет устранения возможных недостатков и внесения улучшений. Так например более поздние машины обзавелись перископами вместо смотровых щелей, усиленной маской пушки, "мокрой" боеукладкой, командирской башенкой, дымовой мортиркой...
Важными улучшениями явились однако цельная лобовая бронеплита и более мощная пушка M1 калибра 76,2 мм. Дело в том что англичанам к концу 1942 года, с выходом новых усиленных версий Panzer IV, появлением "Тигра", а позднее и "Пантеры", стало очевидно что "Шерман" не может на равных противостоять новым немецким танкам. Они начали оснащать некоторые модели английским 17-ти фунтовыми (калибр 76,2-мм) длинноствольными противотанковыми пушками, обладающими почти вдвое большей бронепробиваемостью чем стандартные короткоствольные M3. Танки стали настолько успешными, что получили собственное нарицательное имя "Firefly" (светлячок).
После боев в Италии американцы тоже признали необходимость усиления, но от уже проверенной пушки отказались - "иностранное" вооружение. Решением явилось свое менее мощное орудие M1. Для него потребовалась установка новой башни от опытного танка T26, в то время как для версии "Firefly" нужно было лишь вынести из стандартной башни рацию во внешний бронированый ящик. Модификация M4A3 с новой пушкой, усиленным бронированием и обновленной подвеской получила заводское обозначение E8 и явилась высшей точкой развития танка "Шерман". Танкисты быстро оценили улучшенные боевые качества и высокую проходимость "E8" и переиначили сухое обозначение в "Easy Eight" ("легкая восьмерка"). Позже появился также вариант со 105-мм осадной гаубицей.
Усиление брони же помогло мало (кроме разве что штурмового варианта "Jumbo"), так что в войсках стремились улучшить защиту боевых машин, в первую очередь от "Фаустпатронов", обвешивая "Шерманы" запасными гусеничными траками или мешками с песком.


Шерман с 76-мм пушкой в новой башне и с "песчаным" бронированием.
На снимке: генерал Паттон после выдачи нагоняя экипажу за чрезмерно перегруженный танк.

Вообще говоря о недостатках танка, часто проводят сравнение с советским "аналогом" T-34. Считается что по совокупности параметров они обладают примерно одинаковыми боевыми качествами, но... Вот такой факт. Имея на вооружении обе машины, советское командование никогда не посылало "Шерманы" в боевые действия против крупных танковых соединений, например доподлинно известно, что в той же битве на Курской дуге не участвовало ни одного из них. Думается тут дело в особенностях бронирования. Сравнительно с T-34 "Шерман" имеет много вертикальных (либо под высоким углом) поверхностей, особенно уязвимы высокие борта. Кроме того, из-за "вязкого" материала брони снаряды, попадающие в машину под углом или на излете, "закусывались" и вместо того чтобы отскочить, пробивали железо насквозь. Положительным фактором было отсутствие так называемых "вторичных" осколков, когда металл брони от сильного удара разлетается с внутренней стороны и ранит экипаж.


Пробоины в "вязкой" броне "Шермана"

Зато благодаря своей тихой и скоростной подвеске "Шерманы" часто успешно применялись для боевого охранения, разведки и поддержки пехоты в маневренном бое. Как и на остальных танках американского производства, гусеницы "Шерманов" были резинометаллическими. Преимуществом по отношению к советской цельнометаллической гусенице был повыщенный ресурс и то, что Шерман при движении не производил характерного, слышимого за несколько километров, гусеничного лязга...
Это в СССР, американцы же альтернатив не имели - "Шерман" был один за всех. Поэтому и выпускалось такое великое множество модификаций и вариантов, благо конструкция позволяла. По сути один из боевых недостатков танка - его высота - был в свою очередь одним из главных достоинств, потому что так обеспечивался большой внутренний объем, что позволяло не только вполне комфортно (особенно по российским меркам) разместиться экипажу в 5 человек, но и набить танк под завязку боеприпасами и всевозможным полезным оборудованием.


Экипаж M4 и полный комплект оборудования, дополнительного вооружения и боеприпасов

Дополнительным вооружением танка были два пулемета 30-го калибра типа M1919 (M1919A4), устанавливаемые один в корпусе в качестве курсового и второй в башне в спарке с пушкой, и пулемет 50-го калибра "Browning M2" устанавливаемый на башне на турели (позиционируемый как зенитный пулемет в действительности как таковой почти не использовался). Для личной обороны экипажа стандартно придавался пистолет-пулемет "Thompson M1921", кроме того один из 30-тикалиберных "Браунингов" можно было установить на треножный станок и использовать как тяжелый станковый пулемет.
Благодаря массе качественного оборудования и условиям работы экипажа, в России "Шерман" называли "лучшим танком для службы в мирное время". Что в общем-то еще довольно-таки лестно по сравнению с американским прозвищем "Ronson" (популярная тогда марка зажигалки) и немецким "Tommykocher" ("Томмиварка"). Как становится понятно из этих названий, одним из главных недостатков танка являлась высокая вероятность воспламенения. Справедливости ради нужно заметить, что это было слабым местом многих танков того времени, и в "Шерманах" поздних выпусков была применена "мокрая" укладка боекомплекта, что во многом изменило положение вещей. Говоря же о слишком большой высоте танка, как правило имеют в виду относительную к его ширине - танк получился не только хорошо видным на открытой местности, но и не слишком устойчивым. Неопытный механик-водитель "Шермана" ранних выпусков мог легко "завалить" машину во время преодоления препятствий или даже просто на крутом повороте.
В войсках танки подвергались многочисленным переделкам и улучшениям. Обычным явлением была например наварка дополнительных бронеплит на особенно уязвимые места. Известны "Шерманы" с огнеметами, ракетными установками. Для преодоления небольших водных препятствий были придуманы специальные высокие короба для подвода воздуха, устанавливающиеся на крышку двигателя. Курьезным, но оправдавшим себя стал вариант "DD" - на "Шерман" устанавливалась брезентовая складная ширма, позволяющая использовать танк как амфибию.
Использование танков не ограничивалось боевым применением. Танки оборудовались ковшами и использовались в качестве бульдозеров, со специальными "ножами" увеливалась проходимость в зарослях Нормандии, с установленным тралом (версия "Crab") танк расчищал проходы в минных полях...


1 - плавучий "Sherman DD" с опущенным по-походному экраном,
2 - "Sherman DD" на плаву,
3 - саперный "Sherman Crab" за работой,
4 - "Шерман" со шнорхелями для преодоления мелководья

В целом конструкция танка не содержала никаких новаторских или даже просто нестандартных решений, хотя и являлась по тем временам достаточно современной (так что он не стал родоначальником серии как например тот же "Т-34"). Простота конструкции благотворила массовому производству и ремонтопригодности. Использование качественных и технологичных компонентов обеспечивало довольно-таки высокую надежность, а техническое сопровождение в войсках позволяло своевременно устранять недостатки конструкции. Компоновка хоть и не обеспечивала высоких боевых качеств, но оставляла широкий простор для модернизации и существенно облегчала работу экипажа. То, что танк не мог эффективно противостоять немецким тяжелым танкам, не является недостатком самого танка, это была скорее стратегическая ошибка американского командования, недооценившего важность тяжелых танков в наступлении. Кроме того налицо множественные тактические ошибки. Например, известный факт, что против тяжелых танков класса "Тигр" или даже против средних "Пантер" союзники старались противопоставить "Шерманы" с 6÷8-ми кратным количественным превосходством, чтобы добиться хоть какого-то огневого и броневого преимущества. В тоже время в советских частях, согласно воспоминаниям автора книги "Танкист на «иномарке»" Дмитрия Лозы, для уничтожения "Тигров" довольствовались двумя американскими машинами.


"Пантера" и "Шерман" на "узкой дорожке"

Так или иначе, танк "М4 Шерман" вошел в историю как самый массовый танк американского производства вообще, а во время Второй Мировой больше чем "Шерманов" было выпущено только советских "тридцатьчетверок".

Категория: Техника | Добавил: sok (08.02.2008) | Автор: Sok, Joker
Просмотров: 11591
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Internet Map

Copyright [ironR@Ts] © 2024